Реставрация в наши дни
Наиболее объемные и многоплановые реставрационные работы в Исаакиевском соборе проводились в период 2002 – 2003 годов. Они включают ряд направлений, связанных с разнообразием материалов и технологий, использованных при возведении этого грандиозного сооружения.
Консервационные и реставрационные работы на храме-памятнике проводятся в следующих направлениях:
- реставрация мраморной облицовки стен и резного мраморного декора;
- реставрация медных скульптур с элементами воссоздания поверхности;
- консервация бронзовых горельефов на фронтонах портиков и наружных вратах собора;
- очистка и ликвидация дефектов поверхности гранитных облицовки и колонн;
- очистка позолоты главного купола и звонниц собора;
- консервация бронзовых элементов декора колонн;
- реставрация кровельного покрытия;
- консервация медных розеток сводов над портиками и медных листов облицовки сводов и барабана купола;
- ремонт вспомогательных металлических элементов и конструкций из черного металла;
- ремонт кровель.
Общая стратегия работ – выявление причин, приводящих к прогрессирующему разрушению конструктивных, декоративных и облицовочных материалов храма-памятника, и их консервация.
Решались эти задачи с учетом данных о причинах образования тех или иных дефектов поверхности материалов, а также с использованием методов и технологий, позволяющих восстановить декор с минимальным техническим вмешательством.
Реставрация мраморной облицовки фасада
В этот раздел входит комплекс работ, которые можно подразделить на консервационные и инженерные. Намечено было ликвидировать ряд аварийных участков облицовки, а также приостановить разрушение поверхности и структуры мраморных блоков.
Работы проводятся по следующей схеме:
- обследование состояния облицовки и составление картограмм дефектов;
- оценка состояния материалов облицовки с помощью неразрушающих методов диагностики на особо ответственных участках;
- демонтаж и замена аварийных консольных элементов (модульонов) с глубокими трещинами и нарушениями структуры на элементы из меди (традиционная технология с начала реставрации собора);
- стабилизация и закрепление деформированных блоков с помощью установки дополнительных клеевых анкеров;
- инъекционное укрепление отслаивающейся облицовки (комбинирование введения специального раствора и крепежных анкеров);
- очистка поверхности с удалением слоя перерожденного камня;
- восполнение мелких утрат с помощью клеевых материалов на основе минеральных вяжущих;
- стабилизация трещин в камне с помощью введения специальных клеевых составов и микроинъекций;
- восполнение утрат шовного раствора;
- укрепление структуры камня в местах его разрушения;
- переборка разрушающихся блоков или их фрагментов с заменой камня на аналогичный рускеальский мрамор;
- уплотнение поверхности камня и снижение его шероховатости с помощью механических средств обработки;
- защита поверхности мраморных блоков от атмосферных воздействий.
Все работы проводятся только после лабораторных и натурных исследований сохранности материалов убранства собора, а также после испытания привносимых реставрационных материалов и разработки технологий ведения реставрации.
Реставрация медных скульптур с элементами воссоздания поверхности
Восемь скульптур ангелов на аттике собора были выполнены с применением различных технологий. Некоторые элементы исполнены в технике гальванопластики, другие – в технике выколотки листовой меди. Имеются также вставки выколотого листового свинца с омедненной поверхностью при помощи гальванопластики.
При консервации этих объектов выполняются следующие операции:
- расчистка крепежа из кованого железа с последующей защитой (в некоторых случаях с усилением);
- удаление загрязнений с поверхности скульптуры;
- ликвидация дефектов медных и свинцовых оболочек, а также «тиковой» пайки;
- воссоздание слоя меди на поверхности оболочки скульптур с помощью гальванического нанесения и газодинамического напыления;
- воссоздание толщины медных листов в местах их разрушения;
- упрочнение разрыхлившихся слоев минеральных пленок на поверхности меди;
- локальное патинирование поверхности и ее защита.
При проведении этих работ используются уникальные технологии нанесения меди на поверхность скульптуры с воссозданием первоначальной толщины оболочки ее элементов.
Консервация бронзовых горельефов на фронтонах портиков и наружных вратах
Эти работ связаны с восстановлением общей схемы крепежа горельефов на фронтонах и воссозданием их эксплуатационных и экспозиционных характеристик.
Были проведены следующие обязательные операции:
- очистка, усиление и защита крепежных элементов из черного кованого металла;
- удаление загрязнений и разрушений пигментированного воска с поверхности горельефов;
- ликвидация дефектов бронзового литья, вызывающих попадание влаги и загрязнений во внутренний объем горельефов;
- восстановление систем водоотвода и дренажа бронзовых горельефов;
- уплотнение разрыхленных минеральных пленок на поверхности бронзы.
Работы проводятся с использованием нейтральных моющих материалов, а также с учетом традиционных для реставрации памятников из бронзы технологий.
Очистка и ликвидация дефектов поверхности гранитной облицовки и колонн
В облицовке собора были использованы две разновидности гранита «рапакиви», что и определило выбор методов очистки и консервации поверхности этого камня.
Очистка цоколя собора, его стилобатов и тротуарных плит проводится путем промывки специально разработанным составом для удаления плотных сажистых загрязнений с их поверхностей, частично разрушенных атмосферными воздействиями.
Полированные гранитные колонны собора промываются более «мягким» моющим средством.
Материалы для удаления загрязнений с поверхности гранита были отобраны в результате лабораторных исследований. Основной критерий отбора – эффективность удаления сажи и пыли с поверхности и сохранение полировки гранита.
Очистка позолоты главного купола и куполов звонниц
Золочение главного купола собора и куполов звонниц было выполнено «огневым способом» при помощи амальгамы, и обладает исключительной стойкостью к атмосферным воздействиям. Но в настоящее время в отдельных местах слой позолоты утрачен, а медь покрыта минеральной пленкой (патиной).
Общее состояние позолоты купола и звонниц позволяет произвести только расчистку поверхности от отложений сажи и копоти.
Промывка купола делается нейтральным по отношению как к позолоте, так и к патине составом, включающим несколько ПАВ.
Консервация бронзовых элементов декора колонн
Бронзовые базы и капители колонн собора консервируются по следующей схеме:
- расчистка поверхности от пыли, сажистых загрязнений и органических пленок;
- уплотнение минеральных пленок на поверхности бронзы;
- защита поверхности бронзы.
Используются традиционные технологии, применяемые для консервации поверхности бронзы.
Консервация медных розеток на сводах портиков и медных листов облицовки сводов и барабана купола
Консервация элементов медного декора сводов и элементов облицовки из окрашенной меди проводится путем использования современных атмосферостойких красителей.
Реставрация декоративных элементов из меди и медной облицовки проводится следующим образом:
- демонтаж медных розеток и их реставрация в стационарных условиях: ликвидация дефектов поверхности и пропаивание стыков оболочки;
- очистка поверхности от разрушенного красочного покрытия до меди или плотных слоев старой окраски (масляной краски);
- предварительная подготовка и окраска поверхности колером «под мрамор».
Для подготовки медной поверхности и ее окраски используются материалы, примененные более чем пятнадцать лет назад в экстерьере собора для защиты меди.
Консервация и реставрация в Исаакиевском соборе проводятся рядом специализированных реставрационных организаций, имеющих опыт работы по реставрации каменного и металлического декора, при авторском надзоре со стороны НИИ «Спецпроектреставрация» и техническом надзоре со стороны главного инженера ГМП «Исаакиевский собор».
Подготовлено Л.И.Соловьевой |